Медиация как альтернативный способ разрешения правовых конфликтов
Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон, по средствам проведения добровольных переговоров с участием нейтрального лица-медиатора (посредника), с целью достижения соглашения, разрешающего конфликтную ситуацию.
Медиатор это не переговорщик, который представляет одну из сторон и ни третейский судья, который принимает ультимативное решение. В противопоставление системе навязывания, такой распространенной в нашем обществе, в процессе медиации отсутствуют любые признаки понуждения и она является не обязывающим процессом.
Преимущества медиации:
1. В отличии от судебного разбирательства, вступление обеих сторон в рассматриваемый процесс является абсолютно добровольным, а медиатор свободно выбранным сторонами.
2. В судебном заседании в отличии от медиации стороны не принимают участия в принятии решения - это функция суда.
3. Результатом медиации является добровольное соглашение сторон, а не принуждение как в судебном разбирательстве.
4. В любой момент каждая сторона может отказаться от продолжения переговоров, кроме того медиация проходит конфиденциально.
5. Процесс медиации относительно непродолжителен и его длительность зависит исключительно от воли сторон.
Области применения медиации:
- В предпринимательской сфере: проведение эффективных переговоров, разрешение конфликтных ситуаций на производстве (в том числе трудовых), разрешение спорных вопросов в области договорных отношений и партнерами по бизнесу и т.д.
- Конфликты правового характера (до судебная или внесудебная медиация):
гражданские, уголовные и административные. - Межличностные бытовые конфликты: семейные, школьные (между ровесниками), соседские и др.
Медиация основывается на следующих принципах:
- Добровольность. Медиация имеет место только в том случае, если участники по доброй воле приняли решение провести переговоры с целью достижения взаимопонимания и заключения мирового соглашения. В отличии от судебного разбирательства в медиации любая из сторон вправе выйти из переговоров в любое время. Точно так же если одну сторону не устраивает кандидатура медиатора, она может попросить о его замене.
- Конфиденциальность – вся информация, которая становится известной в процессе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об этом стороны и по окончан6ии медиации уничтожает все записи, которые велись в ходе переговоров. В то время как, обращаясь в суд, стороны вынуждены мириться с осознанием необходимости раскрытия нюансов своего конфликта.
. Нейтральность — одна из основополагающих характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Ему отведена функция нейтрального помощника, а не судьи; он не дает советов, не принимает решений, не имеет ни какого личностного отношения к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон). Его цель – примирить конфликтующие стороны, а не вынести решение в пользу одной из сторон. Если медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то при таких обстоятельствах он должен приостановить проведение медиации и предложить сторонам выбрать иного посредника.
- Равноправие сторон – стороны в рассматриваемом процессе имеют абсолютно равные права: в процедуре, поведении, информации, оценке приемлемости предложений и.т.д.
- Скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс со всеми его процессуальными нюансами. В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительно от воли конфликтующих сторон, а не от работы государственных органов.
Этапы проведения медиации:
- Вступительное слово медиатора
- Презентация сторон
- Дискуссия
- Кокус (беседа медиатора с каждой стороной индивидуально)
- Формирование повестки дня
- Выработка предложений
- Подготовка соглашения
- Выход из медиации
К сожалению, в настоящее время в России не развит такой способ разрешения правовых конфликтов как медиация. В силу специфики действующего законодательства и многих других причин традиционно за разрешением правого конфликта обращаются в судебные инстанции, где процедура разрешения спора ни как не способствует сохранению дружеских отношений между спорящими сторонами и, как правило, не влечет за собой принятия взаимоприемлемого решения.
АВТОР СТАТЬИ - ДЮЖЕВ-МАЛЬЦЕВ ВАДИМ ВАЛЕРИЕВИЧ
Полное или частичное цитирование текста данной статьи возможно только со ссылкой на сайт www.youristy.ru